В Федеральной нотариальной палате сообщили, что на сегодняшний день у граждан нет возможности передать криптовалюту по наследству.
“Несмотря на то, что в рамках российской судебной практики биткоин и биткоин-кошельки неоднократно признавались имуществом, вопрос подтверждения принадлежности этого типа имущества конкретному лицу остается открытым, – рассказали в ФНП. – В свою очередь, нотариус не может оформить наследственные права без идентификации и проверки факта принадлежности имущества наследодателю. Обезличенные виртуальные кошельки просто не позволяют этого сделать. Нет документа, который бы официально подтвердил, что тот или иной криптокошелек – это собственность покойного”.
Соответственно, граждане, которые захотят передать накопленную за свою жизнь криптовалюту наследникам, как минимум столкнутся с трудностями. Нельзя включить криптовалюту в завещание, нельзя рассчитывать, что потом – после того, как пробьет скорбный час – наследники спокойно придут и вступят в цифровое наследство.
Сегодня, по оценкам экспертов, более 10 миллионов наших граждан обзавелись криптокошельками для формирования своеобразного “цифрового” финансового резерва. И, если с использованием криптовалюты как особого вида “сбережений” многие разобрались самостоятельно, то применение тех же биткоинов для расчетов «здесь и сейчас» или для передачи их как некой имущественной ценности вызывает ряд вопросов.
“Прежде всего, важно разобраться в терминах и их трактовках. Кто-то называет криптовалюту цифровой валютой, однако, с точки зрения российского законодательства, ставить между этими двумя понятиями знак равенства некорректно”, – объясняет член правления Нотариальной палаты Свердловской области, нотариус Екатеринбурга Ольга Филиппова.
Криптовалюты, в отличие от цифровых валют центральных банков, не обладают важными свойствами денег. У них нет эмитента, который бы гарантировал надежность их выпуска и дальнейшего обращения. Учет расчетных единиц здесь обеспечивает децентрализованная платежная система, которая работает в автоматическом режиме. Фактически криптовалюта обезличена. Невозможно определить, кто является владельцем криптовалюты, так как данная система предполагает полную анонимность. Такие особенности криптовалюты во многом идут вразрез с требованиями российского законодательства и тем самым значительно сужают сферу ее применения, поясняют эксперты.
Поэтому, например, не получится использовать криптовалюту для расчета по сделкам. “Согласно Гражданскому кодексу РФ, законным платежным средством на территории РФ является российский рубль. Соответственно, любые денежные обязательства должны быть выражены в рублях, – поясняют в нотариате. – При этом в договоре стороны могут предусмотреть оплату обязательства в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Очевидно, что в этом случае итоговый размер платежа определяется исходя из официального курса интересующей валюты. Никаких альтернативных платежных средств в этой части законодательства не предусмотрено”.
Правоприменительные сложности возникают и, если рассматривать в качестве платежного средства не криптовалюту, а отчасти урегулированную российским законодательством цифровую валюту. Прежде всего, барьером для совершения платежа выступает тот факт, что цифровая валюта признается имуществом. Соответственно, идея приобрести за имущество другое имущество, например недвижимое, противоречит самому понятию сделки купли-продажи, поясняют эксперты.