Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сообщил, что в этом году на треть выросло количество дел о банкротстве, рассмотренных арбитражными судами. Заявление прозвучало в ходе выступления Вячеслава Лебедева на совещании с делегатами Х Всероссийского съезда от судей судов Центрального федерального округа.
“На 42,8 тысячи дел или на 33 процента возросло количество рассмотренных арбитражными судами дел о банкротстве”, – рассказал Вячеслав Лебедев. По его словам, сохраняют актуальность предложения Верховного суда РФ о передаче полномочий по установлению требований кредиторов арбитражным управляющим.
В свою очередь, партнер юридической компании “Кочеулов и партнеры”, эксперт по банкротству Никита Ванькович подчеркнул, что в 2022 году фактически не произошло обвального роста банкротства. “Компании несут убытки/сталкиваются со снижением доходов, но в целом российские рынки держатся”, – говорит он. По его мнению, это связано в том числе с тем, что с 1 апреля по 1 октября в России действовал мораторий на банкротство, который существенно сократил рост банкротств компаний. “Однако, после его окончания кредиторы стали активно подавать заявления с намерением обанкротить контрагентов, – говорит Никита Ванькович. – Отсюда можно сделать вывод, что мораторий являлся искусственной мерой регулирования и скорее сдерживающим фактором, предотвратившим неприятное развитие ситуации”. Тот рост, который есть, по его словам, можно считать незначительным.
“Касательно территорий: основная часть банкротств как и всегда приходится на крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург, – говорит эксперт. – Учитывая сложности на рынках, возникшие из-за санкций, важнейшим остается вопрос будущего российских предприятий, нуждающихся в поддержке и предметном решении проблем. Принимаются такие меры на уровне государственного регулирования. При этом становится очевидным, что российским компаниям также необходимо принимать собственные меры по адаптации компаний к текущим реалиям, в том числе отказаться от привычной хозяйственной деятельности, строящейся на сотрудничестве с западными странами”.
“Банкротство в указанной ситуации может возникнуть и не напрямую по вине компании, а возникает по причинам, от компании фактически не зависящим. Последствия санкций для некоторых компаний фатальны, – добавляет член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. – Производство товаров и оказание услуг приостановилось либо не осуществляется с заменителями, некачественно. Спрос на такой продукт существенно падает, от чего страдает доход юридического лица”. По ее словам, многие компании, где процент иностранного элемента был максимальным, могут вовсе прекратить свою деятельность.